Телефон
+7 (495) 939 41 63 

e-mail

info@gisre.ru

Необходимой основой нормативно-правовой базы, обеспечивающей становление и развитие такой инновационной отрасли, как возобновляемая энергетика, являются законы о возобновляемых источниках энергии. Во многих развитых странах, уделяющих большое внимание развитию возобновляемой энергетики, приняты подобные законы. Например, в Германии, признанном мировом лидере применения технологий использования ВИЭ, темпы их развития многократно увеличились после принятия специального закона о новом регулировании законодательства о возобновляемых источниках энергии в системе энергоснабжения от 21 июля 2004 г. Целью этого закона являлось повышение доли ВИЭ в энергоснабжении до 12,5% к 2010 году и до 20% к 2020 году.

Работа над первым российским законом о ВИЭ началась еще в 1997 году. Проект был принят Государственной Думой в виде закона в 1999 году, однако был отклонен Президентом РФ.

Среди мер поддержки в нём упоминалось только обязательство выделения правительством не менее 3% от общего объёма государственных инвестиций в ТЭК на развитие возобновляемой энергетики в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

В проекте первого закона среди принципов государственной поддержки использования ВИЭ была провозглашена приоритетность поддержки только «экономически эффективного использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии». Получалось, что если использование возобновляемых источников энергии экономически неэффективно (а это – при существующей системе субсидирования традиционной энергетики – относится почти ко всем энергогенерирующим объектам на ВИЭ, кроме больших ГЭС), то поддержкой соответствующие проекты пользоваться не могут. Несмотря на отсутствие законодательного решения по системе поддержке возобновляемой энергетики, работа по расширению сферы использования ВИЭ велась в стране в конце 90-х, начале 2000-х, главным образом, в недрах РАО «ЕЭС России». В компании осуществлялись проекты в области малой гидроэнергетики, приливной, геотермальной и ветроэнергетики. Поэтому попытки разработать новый законопроект начались в 2004 году уже по инициативе РАО «ЕЭС России».

В 2004 году в рамках Координационного совета РАО «ЕЭС России» по ветроэнергетике был подготовлен первый вариант нового проекта федерального закона о возобновляемых источниках энергии, предусматривающего систему мер поддержки возобновляемой энергетики. Последовавшая за этим интенсивная работа группы специалистов закончилась принятием в ноябре 2007 г. поправок к федеральному закону № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике», которые впервые зафиксировали основные положения системы законодательной поддержки развития ВИЭ в России [Федеральный закон от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России». Принят Государственной Думой 18 октября 2007 года, одобрен Советом Федерации 26 октября 2007 года.].

Разработчиками был сформулирован перечень базовых принципов формирования системы поддержки развития ВИЭ:

  • механизм поддержки должен быть гармонично встроен в процесс реформы электроэнергетики и его законодательное оформление, требования нормативных документов, определяющих структуру и правила электроэнергетических рынков, действующий механизм их администрирования;
  • во избежание коррупции и для повышения эффективности поддержки её механизм должен включаться для генераторов не до, а после запуска проекта и должен быть привязан к объёмам произведённой энергии на основе ВИЭ;
  • стимулироваться должно не всё производство энергии от ВИЭ, а только та часть ее производства, которая направлена на удовлетворение общественных потребностей (т.е. Производство энергии, проданной на рынке);
  • поддержку следует ограничить во времени и дифференцировать по видам генерации;
  • следует обеспечить поддержку традиционной энергетики при её переходе на использование ВИЭ наряду с традиционными источниками, т.е. комбинированное производство электроэнергии на основе возобновляемых и не возобновляемых источников энергии (сжигание угля и древесных пеллет, природного газа и биогаза и др.).

Набор мер поддержки и основные положения системы выглядят в законе следующим образом: дано определение набора источников энергии, относящихся к возобновляемым: «возобновляемые источники энергии - энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках».

Меры поддержки ГЭС в законе распространяются только на станции мощностью до 25 МВт.

Закон устанавливает требование к правительству разработать основные направления государственной политики в сфере энергоэффективности и использования ВИЭ с установлением показателей доли энергии от возобновляемых источников в балансах производства и потребления энергии по годам.

Закон вводит категорию квалифицированного производителя энергии на основе ВИЭ. Требование квалификации введено законодателем, во-первых, для установления факта производства энергии генератором именно на основе ВИЭ. Во-вторых, должно быть установлено соответствие генератора требованиям, определённым законодателем в качестве обязательных для получения той или иной формы поддержки. По требованию ст. 21, п. 1 №35-ФЗ правительство «…устанавливает правила, критерии и порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ», а саму процедуру квалификации будет проводить Совет рынка – национальный регулятор электроэнергетических рынков. В качестве критериев квалификации будут приняты следующие:

  • соответствие целевым показателям, установленным в рамках основных направлений государственной политики в сфере возобновляемой энергетики и энергоэффективности;
  • соответствие мощности генератора установленным ограничениям (не более 25 МВт) для получения установленных законом мер поддержки в тех случаях, когда законодателем такие ограничения установлены;
  • проверка правоустанавливающих документов генератора: права собственности и его субъекта, проектная документация, разрешительная документация и др.;
  • подтверждение того, что генерирующий объект находится в эксплуатации (введен в эксплуатацию и не выведен в ремонт или из эксплуатации);
  • подтверждение того, что генерирующий объект в установленном порядке присоединен к электрическим сетям сетевой организации и оснащен средствами измерений, соответствующими требованиям законодательства об электроэнергетике, правил присоединения к рынку и требованиям Системного оператора.

Процедура квалификации будет носить заявительный характер и по сути будет представлять собой проверку представляемых документов заявителя. Предполагается возможность инспекций генерирующих объектов. Решение о квалификации генератора ведёт к его внесению в реестр и возможности выпуска сертификатов возобновляемой энергии в его пользу в объёме подтвержденной генерации. Без признания генератора квалифицированным на него не могут распространяться никакие предусмотренные законом меры поддержки.

Закон устанавливает основные финансовые механизмы поддержки производства энергии на основе ВИЭ. Они включают в себя:

  • введение механизма надбавок к цене энергии ВИЭ сверх цены оптового рынка;
  • субсидирование затрат на подключение к сетям для генераторов ≤ 25 МВт мощности и возможность покрытия других расходов из федерального бюджета;
  • возложение на сетевые организации обязательства покупки энергии ВИЭ на рынке для компенсации и в пределах своих технологических потерь;
  • другие меры поддержки производства энергии на основе ВИЭ за счёт средств федерального бюджета.

Механизм сбора средств с рынка и их перераспределения между квалифицированными генераторами принципиально не отличается от уже использующихся на оптовом рынке, например, он очень похож на механизм распределения небаланса при клиринге взаиморасчётов среди участников рынка. Поэтому можно говорить об условном автоматизме этой процедуры. Что касается процедур в рамках бюджетного регулирования, то следует признать, что они будут относительно новым механизмом, что потребует его методической разработки, согласования с Минфином, практической отработки и т.д.

Ниже несколько подробнее рассмотрены упомянутые меры поддержки.

Надбавка к цене энергии на основе ВИЭ будут выплачиваться квалифицированным генераторам сверх цены оптового рынка, такая и тогда, какая и когда она (цена) сложилась на рынке в момент продажи энергии. Свою энергию генераторы на основе ВИЭ – участники оптового рынка – могут продавать в разных его секторах: долгосрочные договора, рынок на сутки вперёд, балансирующий рынок. Остальные генераторы на основе ВИЭ будут продавать свою энергию на розничном рынке. Каждый из двух рынков имеет свои правила и механизм формирования цен, которые мы здесь не рассматриваем. Продажа энергии по этим ценам – один из источников выручки для генераторов. Второй источник их выручки – упомянутые надбавки к ценам рынка. Они представляют собой фиксированные величины, разные для разных видов ВИЭ, и их размер должен быть утверждён отдельным постановлением правительства.

Для получения надбавки генератор обращается в Выпускающий орган, который выпускает сертификаты возобновляемой энергии («зелёные» сертификаты) и ведёт их реестр. Как было указано выше, это возможно только для квалифицированных генераторов. Сами «зелёные» сертификаты не являются бумагой, а представляют собой записи в электронной базе данных, так же как это делается в случае акций. Полученные генераторами сертификаты сдаются коммерческому оператору рынка, который входит в состав Совета рынка и выполняет функцию администрирования электроэнергетических рынков страны. Коммерческий оператор рынка вычисляет сумму денег, которую ему надо собрать с оптового рынка и выплатить генераторам ВИЭ, «сдавшим» ему свои сертификаты. Вычисление производится умножением полученного оператором от генераторов общего количества сертификатов того или иного вида ВИЭ на установленную правительством надбавку.

Таким образом, «зеленый» сертификат представляет собой новый инструмент регулирования электроэнергетических рынков в России и может использоваться для различных целей, имеющих отношение, главным образом, к производству и потреблению энергии на основе ВИЭ:

  • сертификат документирует и экологическую, и соответствующую экономическую ценность энергии от ВИЭ, признанную и подтверждённую государством;
  • даёт право на получение генераторами надбавки за проданную энергию ВИЭ;
  • служит инструментом статистического учета объёмов производства энергии на основе ВИЭ с учётом разных технологий генерации и обеспечивает оценку степени достижения национальных целей в этой сфере;
  • обеспечивает контроль исполнения принимаемых добровольных обязательств по потреблению энергии ВИЭ.

Закон возлагает ответственность за «ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования ВИЭ» на Совет рынка. Разработка и «утверждение порядка ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах» должна быть осуществлена правительством.

Российская система «зелёной» сертификации имеет некоторые отличия от международной. Правило погашения сертификатов сразу после получения поддержки, действует, например, в Германии и не действует в России. В российских сертификатах, возможно, будет производиться только отметка о получении какой-либо формы поддержки, чтобы исключить возможность повторного обращения владельца сертификата именно за ней. Российские «зеленые» сертификаты будут гаситься только при подтверждении потребления или по истечению срока их действия. В отличие от международных правил в российской системе купли-продажи электроэнергии сертификат будет «связан» и будет сопровождать движение энергии в процессе купли-продажи и поэтому, в конце концов, окажется у покупателя энергии, если покупатель выразит такое желание. В дальнейшем эти российские сертификаты могут использоваться также для подтверждения принятых компаниями добровольных обязательств по потреблению энергии на основе ВИЭ.

На основании и во исполнение принятого в ноябре 2007 г. закона требовались разработка и введение в действие специальных подзаконных актов, детализирующих положения и требования закона. Эти подзаконные акты должны были установить и сформулировать конкретный механизм поддержки возобновляемой энергетики по всем элементам, введённым в оборот принятым законом:

  • распоряжение Правительства РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии» (Постановление Правительства РФ №1-р от 08.01.2009 г.);
  • распоряжение Правительства РФ о плане (программе) мероприятий по достижению заявленных в Основных направлениях целевых показателей (там же);
  • установление правил, критериев и порядка квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ (Постановление Правительства РФ от 3 июня 2008 г. № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии»);
  • Постановление Правительства РФ о «Порядке первоочередного приобретения электросетевыми организациями электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах, с целью компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях»;
  • дополнения в правила электроэнергетических рынков в части:
    • подготовки предложений по установлению прибавляемой к равновесной цене оптового рынка надбавки для определения на период 2008 – 2010 гг. цены электрической энергии на оптовом рынке, произведенной на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах, а также порядок применения и изменения Правительством РФ указанной надбавки;
    • подготовки предложений о внесении изменений и дополнений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, описывающие порядок расчета надбавки к равновесной цене в ценовой зоне;
    • подготовки предложений о внесении изменений и дополнений в порядок ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ в части тарифообразования в неценовых зонах и изолированных районах;
    • разработки предложений по установлению обязательного для покупателей электрической энергии на оптовом рынке на период 2008–2010 гг. объема приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах, с учетом требования к корректировке указанного объема в сторону его снижения с установленной решением Правительства Российской Федерации периодичностью;
    • Постановление Правительства РФ о внесении изменений в:
      • Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 о ценообразовании в отношении электрической энергии;
      • Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 №643 о правилах оптового рынка;
      • Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 о правилах розничных рынка.
  • Постановление Правительства РФ «Порядок ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах» (Приказ Минэнерго России «О порядке ведения реестра выдачи и погашения сертификатов...»);
  • Постановление Правительства РФ о «Критериях и порядке предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения квалифицированных генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт»;
  • Подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о включении в проект федерального закона «О Федеральном бюджете» положений в части обоснования необходимых средств для определения объемов и источников финансирования за счет средств федерального бюджета предусмотренных законодательными актами и решениями Правительства Российской Федерации мер экономического стимулирования и поддержки развития использования ВИЭ.

В 2008 году Президентом России подписан указ (от 4 июня 2008 г.) № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», предусматривающий необходимость «при формировании тарифной политики и проектов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а также на последующие годы предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий» (пункт 1, подпункт «г»). То есть это положение указа переводит норму закона о бюджетной поддержке возобновляемой энергетики в плоскость его поручений правительству. Остальные документы из приведённого списка находятся в разной степени готовности к утверждению и подписанию по соответствующей процедуре. Но все они готовы как проекты таких документов.

С 2009 года начался новый этап разработки системы поддержки ВИЭ, который характеризуется продвижением механизма поддержки через рынок мощности. Этот подход подразумевает оплату генератору через особый механизм отбора мощности с ценовыми параметрами, заданными государством, аналогично договору предоставления мощности (ДПМ). ДПМ подразумевает заключение поставщиками и покупателями агентских договоров с центром финансовых расчетов. Заключая договор о предоставлении мощности, поставщик принимает на себя обязательства по строительству, и вводу в эксплуатацию новых генерирующих объектов. В свою очередь, им гарантируется возмещение затрат на строительство генерирующих объектов через повышенную стоимость мощности.

Стимулирование генераторов на ВИЭ через рынок мощности имеет некоторые преимущества по сравнению со стимулированием через надбавку к цене оптового рынка:

  • Существует устоявшийся в РФ механизм возврата условно постоянных затрат генерирующих объектов.
  • Этот подход снижает риски регулятора и инвестора в части необходимости прогнозирования цен РСВ (рынок на сутки вперед) и объемов выработки электрической энергии на основе использования ВИЭ.
  • Увеличивает управляемость для государства, так как отборы мощности проводятся за [4] года вперед на долгосрочный период.
  • Снижает волатильность цен на электрическую энергию.
  • Обеспечивает возможность стимулирования развития ВИЭ в неценовых зонах без изменения законодательства.

В то же время есть и недостатки в рынке модности. Так, например, у генератора на ВИЭ будет меньше стимулов для увеличения выработки собственно электрической энергии. Кроме того, необходимо будет изменение порядка аттестации и готовности генерирующего оборудования ВИЭ.

После редакции закона №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 4 ноября 2007 года, в которой впервые были зафиксированы некоторые положения о поддержке ВИЭ, поворот к стимулированию генерации на ВИЭ был законодательно оформлен редакцией этого же закона от 06 декабря 2011. Эта последняя редакция вводит в закон следующие положения о возможности стимулирования ВИЭ через рынок мощности:

  • Дополнен пункт 1 статьи 21 «[Правительство РФ] … определяет механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем продажи электрической энергии, произведенной функционирующими на их основе квалифицированными генерирующими объектами, на оптовом рынке по равновесным ценам оптового рынка с учетом надбавки, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или путем продажи мощности квалифицированных генерирующих объектов…»
  • Пункт 2 статьи 32 изложен в новой редакции «В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем оплаты мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности таких объектов на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной».
  • И т.д. (см. перечень всех изменений от 06 декабря 2011 г. в комментариях ниже)

В то же время последние изменения федерального закона оставляют возможность итогового формирования механизма поддержки ВИЭ как через надбавку к равновесной цене оптового рынка, так и через рынок мощности, т.е. окончательный вариант механизма поддержки не определён по состоянию на сентябрь 2012.

Важно понимать, что всё сказанное выше имеет отношение к генерирующим объектам на ВИЭ, которые хотят стать участниками оптового рынка электроэнергии и мощности, причём именно в ценовой зоне [рис. 1].

Рис. 1. Ценовые и неценовые зоны рынка электроэнергии и мощности РФ

Две ценовые зоны: 1 – Европейская часть России и Урал; 2 – Сибирь. Остальные – неценовые зоны, где торговля осуществляется по иным правилам. Соответственно, необходимо дополнительно продумывать и реализовывать систему поддержки для неценовых зон оптового рынка и для розничного рынка электроэнергии и мощности.

КОММЕНТАРИИ И ПРИЛОЖЕНИЯ

1. К редакции №35-ФЗ «Об электроэнергетике»

Федеральный закон 35-ФЗ «Об электроэнергетике» с момента принятия в 2003 году претерпел по состоянию на 23 августа 2012 года 22 редакции: (изменения внесены путем принятия Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 04.11.2007 N 250-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 09.03.2010 N 26-ФЗ, от 26.07.2010 N 187-ФЗ, от 26.07.2010 N 188-ФЗ, от 26.07.2010 N 189-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 28.12.2010 N 401-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 08.03.2011 N 33-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 06.12.2011 N 394-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ).

Изменения в 35-ФЗ редакцией от 06.12.2011

1) Дополнение пункта 1 статьи 21 абзацем тридцать девятым

определяет механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем продажи электрической энергии, произведенной функционирующими на их основе квалифицированными генерирующими объектами, на оптовом рынке по равновесным ценам оптового рынка с учетом надбавки, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или путем продажи мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии с применением механизма торговли мощностью, предусмотренного правилами оптового рынка для продажи мощности указанных генерирующих объектов.

2) Абзац шестой пункта 2 статьи 23.1 - изложен в новой редакции

Старая редакция
надбавка, прибавляемая к равновесной цене оптового рынка для определения цены электрической энергии произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;

Новая редакция
надбавка, прибавляемая к равновесной цене оптового рынка для определения цены электрической энергии произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах (в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации);

3) Абзац двадцать седьмой пункта 2 статьи 32 - изложен в новой редакции

Старая редакция
Цена электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяется путем прибавления к равновесной цене оптового рынка надбавки, устанавливаемой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Надбавка рассчитывается исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах.
Новая редакция
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем оплаты мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности таких объектов на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)

4) Абзац двадцать восьмой пункта 2 статьи 32 - изложен в новой редакции

Старая редакция
Цена электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяется путем прибавления к равновесной цене оптового рынка надбавки, определенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
Новая редакция
Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности формируются коммерческим оператором оптового рынка исходя из данных, которыми он располагает на момент формирования таких цен. При получении данных, которые относятся к предыдущим периодам и по которым цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности сформированы, но не более чем за предыдущие три года, цены покупки и продажи и стоимость электрической энергии и мощности, проданных в текущем и (или) последующих расчетных периодах, определяются для субъектов оптового рынка, участвующих в торговле в эти периоды, с учетом указанных данных в порядке, установленном правилами оптового рынка. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, проданных или купленных субъектом оптового рынка в предыдущих расчетных периодах, изменению и перерасчету не подлежат.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)

2. Ссылки на важнейшие законодательные акты в области возобновляемой энергетики РФ

Принятые законодательные актыСсылка
ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"http://www.rg.ru/
ПП от 3 июня 2008 г. №426 О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергииhttp://government.ru/
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2008 г. № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии»http://base.garant.ru/
Федеральный закон от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России»http://www.rg.ru/
Постановление Правительства РФ №1-р от 08.01.2009http://правительство.рф/
Приказ Минэнерго РФ от 17.11.2008 N 187 "О порядке ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии"http://minenergo.gov.ru/
Указ президента РФ (от 4 июня 2008 г.) № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»http://www.rg.ru/
Временные правила организации коммерческого учета электрической энергии, Утверждено Наблюдательным советом НП "Совет рынка" от 27.02.2009http://www.np-sr.ru/
Положение о квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, и ведении реестра квалифицированных генерирующих объектов Договор о присоединении к торговой системе оптового рынкаhttp://www.np-sr.ru/
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 26.03.2003 N 35-ФЗ "ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ" (последняя редакция от 29.06.2012)http://base.consultant.ru/

Исполнители

Научно образовательный центр "Возобновляемые источники энергии" 

Географический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова,

Объединенный институт высоких температур РАН.

Контакты

+7 (495) 939 41 63 

 Email

info@gisre.ru